Использование новых педагогических технологий –
Цель: - рассмотреть общую структуру портфолио учащихся;
- показать педагогам значимость портфолио, способы организации деятельности по формиро-ванию портфолио у учащихся.
Портфолио
(от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой:
• визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или …
• досье, т.е собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых
Портфолио - индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика его личных
достижений в деятельности на уровне качества результата.
«Портфолио» (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Задача портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых достигнутых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса обучающегося в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Оценка тех или иных достижений (результатов) может быть как качественной, так и количественной.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Введение портфолио может повысить образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что в том числе делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным. Портфолио может быть использован в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной и средней школы наряду с результатами итоговой аттестации, механизмом определения учащегося в профильный класс, основой формирования индивидуального учебного плана предпрофильной и профильной подготовки.
В Пермском крае портфолио вводится для каждого ребенка дошкольного возраста, а также для учащихся общеобазовательных школ с 1 по 11 класс и специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Структура портфолио
Портфолио состоит из пяти блоков:
Блок 1. Индивидуальные особенности обучающихся. Этот блок существует в виде компьютерной версии и заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Access. Сведения вносятся классным руководителям в соответствии с данными личных дел, документов, классных журналов и другими сведениями, полученными от родителей (законных представителей) и специалистов, работающих в образовательном учреждении. В окна программы «Комментарий социального педагога», «Комментарий педагога-психолога» вносятся постоянные коррективы. Допуск к данной информации ограничен.
Блок 2. Творческие работы обучающихся. Блок представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, профильных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Этот блок заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel и (или) оформляется в виде накопительной папки («бумажный» вариант), в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, фотографий, видеозаписей и др. Этот блок даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
Блок 3. Социальная практика обучающихся. Включает в себя данные обо всех видах социальной практики, в которой активно принимают участие обучающиеся. Например кружки, секции, социальные проекты, оказание помощи нуждающимся. Участие конкретного ученика в каком-либо виде социальной деятельности подтверждается родителями, классным руководителем, работниками системы дополнительного образования, представителями общественности в различной форме.
Блок 4. Академическая успешность обучающихся. Заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel или, в случае невозможности работы с электронной версией, в виде накопительной папки («бумажный» вариант). Заносятся отметки контрольных работ по итогам полугодия и года, результаты тестирования, проводимого при аттестации ОУ, тестовых исследований качества подготовки,
проводимых департаментом, центром оценки качества образования Пермского
областного института повышения квалификации работников образования
(ЦОКО ПОИПКРО), муниципальными органами управления образованием,
образовательными учреждениями, отметки по обязательным предметам, по предметам по выбору, по ЕГЭ.
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных
результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения
результатов обучения.
Блок 5. Документы и отзывы. Этот блок состоит из двух разделов. Первый раздел - сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel и (или) в виде накопительной папки («бумажный» вариант). Копии документов помещаются в накопительную папку или творческую книжку ученика. Раздел «отзывы» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ школьником своей конкретной деятельности и ее результатов. Заполняется в электронном виде в программе Microsoft Office Excel и (или) в виде накопительной папки («бумажный» вариант). Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее. Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.